Ru Eng
  • Главная
  • Аналитика
  • Перед тем как отправить любое письмо, представьте, что отправляете его следователю

Перед тем как отправить любое письмо, представьте, что отправляете его следователю Денис Саушкин

Денис Саушкину, управляющий партнер адвокатского бюро «ЗКС», рассказал, когда можно привлечь к уголовной ответственности инхауса и консалтера, что делать, если директор просит «нарисовать схему» и как реагировать на запросы правоохранительных органов.

 

Беседовала Мария Ивакина, Главный редактор журнала  «Юрист компании»

Денис, какие, на Ваш вгляд, самые распространенные уголовные риски для компаний?

Последний тренд — это налоги. С 2014 года упростили процедуру возбуждения уголовного дела за уклонение от уплаты налогов. Теперь следственный комитет налево и направо возбуждает дела. Причем мы всегда предупреждаем инхаусов, что на стадии производства налоговой проверки — не важно, камеральная или выездная, — необходимо готовить позицию исходя из того, как она будет рассмотрена в ракурсе уголовных рисков.
Налоговая в ходе проверки может вызвать на допрос свидетеля, но часто этот свидетель не приходит либо находится в другом регионе. Налоговая могла отправить поручение, но оно пришло
без исполнения. При этом сроки проверки идут, и к моменту окончания проверки еще ничего не пришло.
Если нет документов, то вероятность возбуждения уголовного дела значительно возрастает. В рамках уголовного дела следственные органы допрашивают сотрудников, на основании этого
допроса следователь оформляет постановление о проведении обыска, затем следователь выезжает на место, выносит все документы, их анализирует. После этого уже никто не расскажет, что машина куда-то уехала или все сгорело.

А может ли компания использовать уголовный закон, чтобы, например, получить оплату по договору?

Если решение суда не исполняется, то максимальное наказание — два года лишения свободы. Но надо иметь в виду, что, как только уголовный механизм запущен, вернуть назад уже ничего нельзя. То есть если деньги вернут, то уголовное дело не прекратится. А это ящик Пандоры.
Мы живем в России, и реально ситуацию могут перевернуть, если будет большая рыба, нежели вы. Соответственно, дальше вы переходите из нападения в защиту. Если дело дойдет до суда, то надо учитывать, что в 2016 году суды вынесли всего 0,4 процента оправдательных приговоров.

Обычно к уголовной ответственности привлекают генерального директора и главного бухгалтера. Есть ли риски для юриста?

Да, у юристов большие риски. В последнее время они увеличиваются, причем это риски как внешних консультантов, так и начальников юридической службы и сотрудников юридических подразделений. С чем они связаны? Довольно привычная ситуация, когда от руководства прилетает «срочно нарисуйте нам схему под вот это!».

Сейчас мы уже не ходим друг к другу с этими вопросами, а общаемся по почте, всю переписку потом можно достать. Юрист в ответ пишет, что это незаконно и невозможно сделать, в ответ ему приходит «я не спрашиваю, законно это или незаконно, я говорю, что это надо сделать», и начинается генерирование. Юристы уже привыкли работать таким образом и в очень узком кругу любят хвалиться, что была поставлена такая задача и что они вот такое изобрели и сделали.

Часто бывает, что в компаниях забывают что-то подписать. Если юрист напишет или скажет руководству — подпишите задним числом, то это тоже незаконно?

Для уголовного права важны в первую очередь ущерб и на что были направлены действия. Не все бумажки задним числом ведут к причинению ущерба контрагенту либо компании. Допустим, если причинили ущерб контрагенту, то он может заявить о мошенничестве или присвоении. Если ущерб компании причинил кто-то свой, то здесь уже злоупотребление полномочиями и сюда подходят и юристы тоже. Важно установить, был ли ущерб.

Что Вы можете посоветовать юристу, чтобы он не попал в зону уголовных рисков?
Когда юрист понимает, что для того, чтобы это сделать, ему надо что-то подделать, единственная наша рекомендация — не делать этого. Когда идет переписка с начальником либо с клиентом у внешних консультантов, перед тем как отправить любое письмо, представьте себе, что отправляете его следователю. Еще раз перечитайте, и если вы готовы это отправить следователю, то отправляйте.

Учтите, что вы можете у себя двадцать раз вычищать компьютер, десять раз физически его менять, но у вашего контрагента по переписке все это есть. У нас было дело, когда к компании пришли с обыском по другому вопросу, изъяли у сотрудника компьютер и нашли в нем эти вопросы взаимоотношений с консультантом. Учитывайте также, что сегодня на гаджеты отгружается очень много документов, а если один раз они попали на устройство, то технически их потом очень сложно оттуда убрать.

Получается, хранение информации — критически важно для компании?

Да, здесь важен алгоритм хранения информации, контрольно- пропускная система, видеоотслеживание внутри, само хранилище документов. Совсем недавно мы столкнулись с одной проблемой — у нашего клиента ожидался обыск, мы к нему приехали и увидели серверную на 200 кв. метров. Я клиента сразу предупредил, что если заберут почтовый сервер, то вся переписка будет у следователя. При этом почтовый сервер нельзя было вывести отдельно от остальных систем. В результате мы вывозили эти 200 квадратов, и 6 этажей компании неделю стояли без работы. Я разговаривал с системными администраторами, и они согласились с тем, что можно было сделать все лучше, но «большие» собственники не давали бюджет 150 тыс. евро на это. А когда «большие» собственники поняли масштаб бедствия, естественно, через 10 минут платежка уже была в банке.

Правоохранительные органы часто направляют запросы в компании. Руководитель, конечно, сразу приходит к юристам. Есть ли какая-то общая рекомендация в таких случаях?

В качестве общей рекомендации внимательно прочитать запрос. 90 процентов запросов из правоохранительных органов незаконны. Есть обязательные условия, которые должен содержать запрос. Один наш клиент не отвечал на запрос два года и восемь месяцев по законным основаниям, и в конце концов оперативные сотрудники, которые запрашивали, просто перевелись на другое место работы и забыли про это.

А по каким основаниям обычно запросы незаконны? Что проверить в первую очередь?

Сотрудник полиции, сотрудник ОБЭП имеет право направлять запросы и допрашивать лиц по тем категориям дел, по которым полиция может возбуждать уголовные дела, например, по налогам они не могут возбудить уголовное дело. Поэтому, когда в запросе указано «В рамках контроля за соблюдением налогового законодательства и совершения налоговых преступлений просим предоставить…», в этом случае надо писать их начальнику обращение:«Мы не верим, что это сотрудник полиции мог такую глупость написать, поэтому, будьте добры, проверьте и поставьте нас в известность».

Если вам звонят от имени оперативного сотрудника и направляют запросы по электронной почте, надо проверить, есть ли на это основания и полномочия у сотрудника, который подписал запрос.

Необходимо помнить про КУСП — книгу учета сообщений о преступлениях. Заявление о преступлении должно быть зарегистрировано в этой книге за персональным номером. Если в запросе нет номера в КУСП или номера уголовного дела, в рамках которого направлен запрос, то этот запрос незаконен.

Стоит ли обращаться сразу в суд, если есть сомнения в законности запроса?

Многие любят бежать в суд, но есть такой нюанс — суд у нас давно дистанцировался от рассмотрения дела по существу. Суд общей юрисдикции по уголовным делам в последнее время сваливает все в ВС РФ. Суд говорит:«У нас следователь в принципе может возбуждать уголовное дело. Все, тогда, значит, законно». И не разбирается, по каким основаниям возбуждено дело. То же самое про полицию. Суд скажет:«Так, что у нас написано — полиция может направлять запросы, все, точка, закрыли. По закону может направлять, значит, законное». А дальше обжалование в городской суд и после этого решение вступает в законную силу.

Куда же тогда лучше жаловаться?

Здесь три варианта: в порядке ведомственного подчинения — начальнику полиции, в суд и прокуратуру в порядке прокурорского надзора. Пока генеральный прокурор не даст ответа о законности запроса, можно ничего не предоставлять и не отвечать по существу запроса.

Если оперативный сотрудник приходит или вызывает к себе генерального директора, то можно сказать «извините, мы жалобу подали прокурору, вот ответ дождемся, скажет — законно, сразу принесем». И может пройти много времени — 2,8 года, как я уже говорил. А за это время уже оперативные работники перейдут в другой район или город и ваш запрос станет им неинтересен. У них ротация раз в три года.

Скачать PDF интервью

Юрист компании